Все лучшее [внутренним] детям:
раздаём с основателями театра «Муха»

Текст: редакция ССЧ

Фото: TG «Муха», @PhMashaGevorgyan, Аня Максименко

Объективизация — не всегда плохо, особенно, если речь о театре, а конкретно — о театре объектов, фигур и образов «Муха» в РнД, для основателей которых нет ничего невозможного:

Облачить сложные для принятия и понимания темы в абсурдные и шумные образы? Done ✔︎

Заставить взрослых людей наблюдать за приключениями деспотичной маски из папье-маше? Запросто ✔︎

Вызвать сочувствие к трогательному пугалу? Готово ✔︎


После таких фокусов зрителям хочется ближе познакомиться со своими героями. Интервью — подходящий случай осуществить мечту, найти схожие мысли и еще больше полюбить «Муху». Поэтому ССЧ побеседовал с основателями и актерами театра «Муха» Катериной и Валентином Киселевыми о том, как разговаривать с детьми о вечном, должен ли художник быть грустным и как театр связан с сухим законом.

Подпишись на нас в соцсетях. Это важно для проекта.

Спасиб ✌

прививка любви

— В колледже культуры, где я учился, давались контрамарки: можно было ходить в театр. Таким образом я попал в «тогдашний» ТЮЗ, эти спектакли привили мне любовь к театру. Во время колледжа и уже после него мы работали в частном выездном театре. Случился конфликт интересов.

В один момент нам захотелось сделать что-то свое. В любом деле, за которое мы беремся, пытаемся развиваться, а потому, когда поняли, что уперлись в потолок, было решено развивать свой театр. Это было больше пяти лет назад.

я ощущаю, значит, я существую

— Ощущения после спектакля разные, зависит всё от того, как он пройдет. Иногда нас наполняет вдохновение, иногда даже бывает, что хочется все бросить. У нас был один спектакль, который так и закрылся. Это спектакль «Курочка». Проблема больше в контакте со зрителем.

Вайб «Курочки» постепенно потерялся и стал чем-то другим. Как только все переходит в другую фазу, спектакль устаревает. Когда понимаешь, что основной зритель уже посмотрел, хочется создать что-то новое, потому что мир меняется, мы меняемся, зритель меняется. Это волнами происходит. Самый любопытный зритель идет всегда первым.

@PhMashaGevorgyan

детали и сухой закон, или как описать театр

— Мне недавно человек сказал после просмотра, что в нашем театре очень внимательно относятся к деталям. Я, пожалуй, соглашусь. Нам хочется, чтобы каждая деталь работала, чтобы она была наполнена чем-то. Чтобы это был не масс-маркет, скажем так. Все, что есть в театре, и в интерьерах в том числе, это либо нами сделано, либо кто-то подарил.

Все детали в спектаклях несут смысл. У нас практически не используется реквизит, если он не работает, если он не несет смысловой нагрузки.

Катерина Киселева
Основательница, актриса театра «Муха»

Валентин Киселев
Основатель, актер театра «Муха»

— Когда-то мы использовали фразу «просто о важном», но мы от нее быстро отказались. Сейчас мы называем «Муху» спикизи театром. Так во времена сухого закона в Америке называли бары, о которых люди узнавали через сарафанное радио.

КОРОТКО И ПОНЯТНО

— Когда мы думали, как назвать театр, у нас не было никаких вариантов названий — только «муха», мы приняли решение сразу, как будто, так и должно быть. Нам нравится, что оно короткое. Оно разбивается на дыхание: вдох — выдох.

Еще у нас маленькое помещение, мы изначально, когда только мечтали о создании театра, предполагали, что это будет что-то камерное.

ТВОРЧЕСТВО — ЭТО ПРО ОБЩЕНИЕ


— У нас очень много зарубежных друзей и мы мечтали о сотворчестве. Обидно, что сейчас закрываются контакты.


В целом все вполне адекватны, мы общаемся, поддерживаем друг друга. Но именно о физическом сотворчестве пока не думаем, хотя мысли о фестивалях были.

МЫ — европейский театр,

который никогда не был за границей

тревога: удалить из друзей

— Погружение в работу — это медитация, это отвлекает. Плюс наши спектакли без слов, а значит, и смысл может быть любой — мы можем по-актёрски заложить туда свои собственные переживания, и никто этого не прочтет, но для меня это равносильно сказать, выплеснуть эмоцию. И тогда легко становится.

Это тот самый Эзопов язык. Но специально мы, конечно, не ставим задачу «будем говорить об этом, этом и вот этом». Всё рождается на площадке. После, занимаясь самоанализом, можно видеть, откуда пришла та или иная идея. Но изначально мы отталкиваемся от фактуры и формы, с которыми работаем.

@PhMashaGevorgyan

#интересно_и_занудно
Эзопов язык — это тайный язык, тайная мысль, которая содержится в произведении. Например, в стих может быть заложен двойной или скрытый смысл, который поэт не может не высказать, но по причине цензуры или собственных страхов, не говорит о проблеме прямым языком.

Термин отсылает к древнегреческому поэту Эзопу — рабу Иадмона. Рассказывать басни прямым языком подневольный не мог, а потому ему приходилось завуалированно указывать на пороки своих хозяев, подменяя их фигуры образами животных. Ничего не напоминает? Подсказка: «Скотный двор», Оруэлл.

Конечно, такая система повествования прижилась и в России. Вот только несколько писателей, которые использовали эзопов язык для создания своих шедевров: Михаил Салтыков-Щедрин, София Парнок, Борис Пастернак.

одиночество. потеря.

— В ковидный год у нас вышли два спектакля и оба они про одиночество. Один рассказывает про потерю близкого человека — это Ontje, а второй — про развод и одиночество ребенка — это «Один мальчик».

Мы не ставили задачу создать спектакль на эти темы, так вышло. Конечно, мы об этом постоянно думали, все эти тревожные новости. И так уж получилось, темы легли в основу спектаклей того года.

очень красиво, все понял: обсуждение после спектакля

— Первые три спектакля мы вообще не обсуждали увиденное. Все уходили с тем, что сами поняли. Обсуждаем мы только Again, остальные не можем, потому что среди зрителей присутствуют дети. Мы не можем вскрывать смыслы, которые появились у взрослых. Это уже задача родителей.


В какой-то момент люди сами стали спрашивать, интересоваться. Родился запрос на обсуждение. Опять же, люди разные: кто-то хочет остаться, поговорить; кто-то — быстрее выйти из зала и уйти с тем, что ему увиделось; а кто-то относится к спектаклю как к времяпрепровождению и даже с ребенком обсуждать не будет.

Но те, кому интересно, они всегда останавливаются, остаются на фотографию после спектакля, задают вопросы, присоединяются к диалогу. Но это взрослые, а ребенку надо еще подумать, и это уже задача родителей — обсудить смыслы.

у каждого свои ассоциации

— На обсуждении спектакля Again бывают интересные ассоциации. На октябрьском спектакле взрослая женщина интересно предположила, что ракушка — это мертвая материя, а значит, она тоже не несет жизни. Перекликается.

Смешит про гвозди. В них видят бывших жен, бывших невест.

дух площадки


— Мы недавно ставили Again в «Макаронке». Спектакль заиграл по-новому. Когда мы с Димой Цупко поговорили о том, что можно сделать показ, мне сразу в голову пришла идея галереи. Спектакль и сам построен на серии сменяющихся картин, он бы здорово смотрелся в таком формате.


Еще здорово, что Димина выставка в этот момент была, и получилось некое взаимодействие. Само помещение «Макаронки» выставочное, достаточно холодное и гулкое. Это тоже расширило спектакль. Холод — это хорошо. Again предполагает, что главному герою холодно — это не должно быть что-то теплое.

Недостаток, что помещение светлое, свет из коридора падал на потолок. На втором спектакле мы поработали над ошибками. Вообще предполагается, что действия происходят в полной темноте, а в новом пространстве видно, как мы двигаемся. Но ничего, это тоже можно как-то интерпретировать. К тому же в «Макаронке» были и новые зрители, это хороший опыт — проверить свой материал на других людях.

клуб хороших отзывов

— Отзывы прилетают положительные. Отрицательные вообще редко бывают, надо, чтобы совсем что-то плохое случилось, чтобы человек написал. Если человеку не зашло, это нормально. Мы вообще не гонимся, чтобы наши спектакли всем нравились. Наоборот классно, когда человек пришел, понял, что это не его — и все, не мучает себя больше. У нас получается создать свое комьюнити из тех, кому это близко. Бесполезно объяснять человеку или пытаться навязать свой вкус, свое мировоззрение.

Наш театр — это как поиск друзей по интересам. Мы вкладываемся в наши идеи, у кого откликается — тот наш человек, мы на одной волне.
детскость _ высшая степень взрослости
— Мы называем себя семейным театром. Основной зритель в творчестве — всегда твоё поколение; это про общие коды, вы росли в одно время, видели плюс / минус одно и то же. Да, мы стилизуем творческий язык для их детей, но все равно основной посыл для взрослых.

А возрастной ценз появляется от восприятия. Это вопрос этических вещей, чтобы ребенку элементарно не было страшно. Но спектакли многослойные, и мы рады, что к нам приходят взрослые без детей.

Среди актеров существует отношение к детским спектаклям как к «халтуре», мы напротив — к делу подходим серьезно, это наше произведение, наше творчество. Это в какой-то мере искусство тоже.

как разговаривать с детьми о смерти?

— У нас есть спектакль «Вишня». Произведение «Мой дедушка был вишней» в том числе о смерти, о том, как ребенку семья пытается рассказать о смерти бабушки. Мне кажется, с детьми надо говорить о смерти. Мы давно общаемся с ребятами, у нас же детская театральная студия.
Мы видим, что они не воспринимают мир как мы. В силу своего опыта. Конечно, это не значит, что детей нужно по моргам водить — нет! Кто-то объясняет тему смерти с точки зрения религии: моим племянникам очень классно объяснили о смерти бабушки таким образом, что подошли с точки зрения молитв и души.

Для детей это все равно некая сказка. Понятно, что осознание полностью не происходит, но хотя бы появляется некая опора.

Это не должно быть как снег на голову, так психологи современные советуют. Но если ребенок спрашивает, с ним можно и нужно об этом говорить. Можно вообще обо всем поговорить — вопрос только в упаковке.


Многие родители говорят спасибо после «Вишни». Был случай: мама с дочкой пошли в кафе после спектакля, говорили о смерти на примере образов, которые мы им донесли. Всегда чуть легче, когда есть, от чего отталкиваться.

Мы любим то, что делает Пит Доктер (справка): то, как просто он «разговаривает» на сложные темы, в том числе о смерти. Это откликается в нас и резонирует, остается, и, скорее всего, влияет на все наши работы. Возможно, поэтому зрители сравнивают наши спектакли с мультиками PIXAR.
Пит Доктер
Справка: Пит Доктер — режиссер нашумевшего мультика «Душа» о музыкальном учителе, который всегда мечтал стать джаз-исполнителем, но по пути с успешного прослушивания, упал в люк и погиб. Несмотря на довольно мрачное описание, мультик наполнен добрыми образами и воодушевляет.

художник должен быть грустным?

— В первый год театра мы с Катей поженились, все было хорошо, не было ничего, предвещающего что-то плохое. Мы создавали уютные спектакли, говорящие о важности жизни. Все творчество, оно вокруг нас — не обязательно быть в депрессии, чтобы творить.

Для нас в принципе самый острый вопрос — это оплата аренды. Как только мы наскребаем на аренду, нам классно — следующий месяц мы еще работаем. Нам не хочется менять профессию, не хочется менять место. В нашем театре какая-то своя… намоленность.

Выбивает, когда понимаешь, что надо кредит брать. Этот дурацкий вопрос денег, он всегда самый острый. А так, страданий нет. Так много в жизни страданий стало, если еще мы тут расклеимся…

новое сообщение: а моему ребенку понравится?

— Мы шутим, что у нас театр «грустных спектаклей», если зрители спрашивают, веселый ли спектакль, понравится ли он их ребенку. Самый ужасный вопрос, честно говоря. Это как в магазине спрашивать, вкусная ли эта конфета. Никто, кроме вас самих, не знает о вкусовых предпочтениях вашего ребёнка.
РЕБЕНОК: сохранить / Валя

— У меня вообще с самого детства нет восприятия, что сейчас — я ребенок, а сейчас — взрослый. Есть ощущение, что всегда смотрел на мир теми же глазами, которыми смотрю сейчас. Просто опыт появился.

Вырасти — это просто родиться и чему-то постоянно учиться. А ребенок — это придуманный статус, когда ты маленького, неопытного человека называешь «ребенок», это ведь тоже способ управления.

РЕБЕНОК: сохранить / Катя


— Это не все могут сделать. Человек вырастает, и детство, в смысле детские эмоции, как будто отсекаются.


Кажется, это личная особенность людей. Взрослые ведь тоже нужны, не только выросшие дети.

— Я привык считать, что искусство — своего рода «молитва». Художник делает запрос во Вселенную, на какую-то интересующую его тему, или задает вопрос. Пока он работает над материалом, он получает ответы. А зритель, когда приходит на спектакль, может подслушать эту молитву: в лучших мировых произведениях искусства чуткому зрителю слышен голос Вселенной, а не только вопросы и интерпретация ответов автором.

ваше произведение понравилось: муха

— Последнее время ловлю себя на мысли, что мне нравится непредсказуемость: в том, что я слушаю, в том, что я смотрю. Очень разочаровывают искусственно созданные штуки, которые работают по каким-то схемам. Например, фильмы, которые выстраивают сценарий по накатанной, или музыка, где есть вступление-куплет-припев-куплет-проигрыш. Такие штуки очень надоедают. Катя недавно заметила, что ей нравится больше всего в нашем творчестве удивлять людей.

крутые дети крутых родителей

— Мы работаем с детьми и заметили, что самые крутые дети — те, с кем родители разговаривают на равных. Не сюсюкаются, прислушиваются к мнению и желанию, к идеям — все слушают. Это важно. Для маленького человека это способ коммуникации, возможно, какой-то их проект. Мы замечаем, что эти дети по-хорошему взрослые, уверенные.


Не бойтесь приходить на спектакли, даже если у вас нет детей. По секрету: редакторы ССЧ тоже семейная пара без детей, но кайфа на спектаклях от этого ничуть не меньше.


Как попасть на спектакль в «Муху», лайфхак: подписаться на страничку в ТГ и ждать анонса на следующий месяц — билеты разлетаются так быстро, что даже муха не успеет глазом моргнуть. Кстати, вот вам задачка на ночной серф по нету: моргают ли мухи?


Другие странички «Мухи»: VK & Запрещенная в РФ соцсеть


И, как всегда, не забывай подписываться на соцсети ССЧ (VK, TG) и делиться с друзьями новостями об инициативах Ростова и области. Вам полезно-интересно, а проекту это правда очень поможет ❤︎


Помните,

#таланты_живут_по_соседству

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ