Вариативность бытия: предполагаем и располагаем с актрисой и худруком Мариной Афанасьевой

Текст: редакция ССЧ

Фото: Aline Berezovskaya, Alferova, Александр Саенко

Говорят, история не знает сослагательного наклонения.

История, возможно, и нет, но театр «Если бы» владеет им в совершенстве.

Что, если бы ССЧ поговорил с актрисой, режиссером и художественным руководителем арт-пространства «Если бы» Мариной Афанасьевой о документальном театре, возвращении в Ростов и творческом эгоизме? Трансформируем предположения в явь. Читай.

Подпишись на нас в соцсетях. Это важно для проекта.

Спасиб ✌

Moscow Calling

— Это стереотипное мнение, что для перехода на новый уровень нужно обязательно переехать в Москву. В столице я кем только ни работала: финансовым советником в инвестиционной компании, администратором, развлекала детей в кафе. Совмещала по несколько работ, а по ночам бесплатно снималась в массовке. Потому что очень сложно вот так сразу найти коммерческую съемку.

найти свое место

— Родилась я в Ялте. Там проблема с культурой. Всегда хотела с этим что-то сделать. Повлиять на то, чтобы в таком красивом театре Чехова создать труппу. С переездом в Ростов появилось ощущение, что моя культурная жизнь началась. Я вся в репетициях, ставлю, играю, занимаюсь своим делом.

А потом Москва. Когда живешь в Москве и работаешь круглосуточно, никакой культурной жизни не видишь вообще. Конечно, там больше событий. Конечно, туда переезжают лучшие креативщики нашей страны.

Нужно четко понимать, что ты должен быть на своем месте и рядом с тобой должны быть люди. Ценность людей многие меняют на эфемерную городскую среду, которая должна привести к свершениям. Со мной так не случилось. Не буду утверждать, что этого нет вообще. Для кого-то та самая среда становится двигателем. Но в моем случае — это депрессия и деньги на ветер. И все.

Фото: Aline Berezovskaya

самое главное — мне хотелось заниматься своей профессией

— Изначально мы собирались делать театр в Москве. После февраля ко мне в Москву приехал друг, он тоже хотел переехать. Дома он застал меня в состоянии абсолютной недееспособности. Я даже не могла эмоционально включиться в диалог.

Он увидел, насколько это страшно и уехал обратно. Думаю, испугался. Еще тучи на улице, серо.

Через некоторое время он позвонил, сказал, что есть зал, но без меня ничего делать не будет. Я не была готова, мне было очень страшно: как так, бросить работу, квартиру, вот эти взрослые штуки. Я долго решалась. А потом: все, я согласна!

Мы хотели, чтобы у нас было свое пространство. Когда оно появилось, мы сформировали манифест. Название придумали в формате мозгового штурма, еще в Москве по телефону. Еще не было кулис, голая сцена, а продажи на первый спектакль «Он + Она» уже шли.

все по станиславскому. И название тоже.

— Крутились вокруг Станиславского. Потому что находимся на улице Станиславского. Искали что-то небанальное: мы же с амбициями, что будем менять уровень культуры в Ростове.

Мы все воспитывались во ВГИК, поэтому начали искать, что Станиславский вносил. Я вспомнила магическое «Если бы», без которого нет творчества, которое двигатель прогресса и воображения. Мне вообще сослагательное наклонение как философия близко.

Потом выставку, посвященную названию, делали. Она была абстрактная, там были перформеры, которые взаимодействовали со зрителем. Ничего напрямую не говорилось, но все поняли посыл.

Есть какие-то «если бы», которые тормозят. Например, а «если у меня не получится, а если я не смогу». Какие-то «если бы» наоборот двигают: «а если вдруг получится». Вот одно из таких «если бы» дало толчок на создание пространства.

Фото: Alferova
ВИЖУ ЦЕЛЬ

— Наша беседа в TG называется «Театральные бизнесмены, или как не повторить судьбу Кирилла Серебренникова».

На самом деле есть такой ориентир — это «Гоголь-центр». Хотим быть пространством, которое позволит молодежи реализовывать свои идеи.

РЕАЛИСТИЧНОСТЬ В ТЕАТРЕ


— Я пришла к осознанию, что сцена — это не жизнь. Не надо пытаться на сцене сконструировать реальность. Это художественная передача.


Художественное нутро надо воспитывать, чтобы передавать смыслы, чтобы рассказать о проблемах низших слоев, не прибегая к низкому языку. Если это не вербатим, конечно. Это документальная вещь.

Прервемся на занудную [но интересную] справку


Документальный театр основан на интервью, статьях, отчетах, переписки или нон-фикшн литературе. В центре сюжета находятся реальные события и люди. Жанр зародился в Восточной Европе и СССР в начале XX века, а уже после — распространился на запад, где в 90-е и появился вербатим.


Вербатим — это форма документального театра, в котором пьеса строится на реальных событиях и комментариях очевидцев. Драматург использует материал для дальнейшего построения сценария и передает реальность с ракурса опрашиваемой социальной группы. Зачастую вербатим посвящен политике, катастрофам, спортивным и культурным событиям.


Если попробовать найти аналог в литературе, то можно привести в пример гонзо-журналистику, нон-фикшн и даже привычную новостную журналистику.


Почитать по теме:


✔︎ Альбом Синяя блуза

✔︎ Театровед о вербатиме

✔︎ Сцена XX века


выбор пьесы

— Иногда случайный. Можем искать пьесу для выездного спектакля и наткнуться на что-то классное, но неформатное. Вот, например, в сентябре планируем выпустить «Президентский люкс». После читки получили отзывы, что пьеса провокационная, немного с политическим подтекстом. Мы хотели ее ставить в формате гастроужина, но для ресторана оказалось не формат, нужно что-то на слуху. В итоге именно в таком формате будет другая пьеса — про Италию.

Выставка, например, появилась от смыслов. То есть сначала мы решили, что нужно что-то, что расскажет, почему мы выбрали название «Если бы». Потом сформировали визуальный ряд, а потом накладывали смысл и видоизменяли выставку уже в процессе, глядя на реакцию зрителей. Так тоже можно.

Иногда выбираем то, что давно болело. Для меня это «Яма» Куприна. Это тема, которая меня давно волнует, цепляющий материал. Там есть фраза, которую очень люблю:
Пусть накопляется в человечестве зло и месть, пусть, — они растут и зреют, как чудовищный нарыв — нарыв — нарыв во весь земной шар величиной. Ведь лопнет же он когда-нибудь! И пусть будет ужас и нестерпимая боль. Пусть гной затопит весь мир. Но человечество или захлебнется в нем и погибнет, или, переболев, возродится к новой, прекрасной жизни.
Чтобы появилось что-то новое, нужны преобразования. Возможно, не совсем логичные. Мне хочется бороться с этой мыслью, поверить, что можно чего-то добиться бескровным путем.

актерство харизма

— Недавно слышала, что система Станиславского так построена, что научить играть можно каждого. Я сталкиваюсь с тем, что есть врожденная харизма. Но и здесь нюанс. Люди ошибочно думают, что если они яркие, то они актеры.

Классные, харизматичные люди — не всегда актеры. Раньше я обесценивала наше театральное образование, но сейчас поняла, что все же чему-то учат.

У человека неподготовленного на сцене куда-то девается харизма. Он начинает проваливаться в стеснение, появляются технические моменты, голос пропадает. А еще непонимание, как работать с партнером и что такое взаимодействие.

Фото: Alferova

единомышленники


Фото: Александр Саенко

— Есть приглашенные артисты и волонтеры. Есть база, которую набирали на кастинге из талантливой молодежи Ростова. У истоков 4 отца-основателя: я, Артемий, моя одногруппница Яна и одноклассница Катя.


Катя, кстати, из Горловки, в 5 лет переехала в Крым, а потом влюбилась в Ростов, когда в гости ко мне приезжала. Она даже официанткой работала по началу, а теперь с нами.


В команде многие из ВГИКа. Есть студенты, выпускники, преподаватели. Мы открыты ко всем.

стирать. чувствовать. рисовать.

— Задача обучения — стереть личность и сделать белый лист. Кто-то говорит, что это плохо, кто-то — что без этого никак. У Серебренникова, кстати, получилось сделать актеров восприимчивым сосудом, несмотря на то, из какой среды они вышли. Это про эмпатию. Актер становится клейкой лентой. Помнишь, как в детстве, когда вырезаешь платьишки из бумаги и лепишь к бумажной кукле. Вот, тело становится сосудом.

Неподготовленный человек будет транслировать себя: говор, жесты, манеры, привычки — все это сложно стереть. Вот и выходит, когда Шекспира играют гопники из провинции — это всегда видно. Но даже обученный человек будет привносить в игру свою личность. Удивительно, но на втором курсе, когда актер стал белым листом, преподаватели начинают помогать открывать индивидуальность.

ты 35-летний физик-ядерщик и всю жизнь проработала в лаборатории, но в одно прекрасное утро решила стать актрисой. что делала бы?

— С моей импульсивностью, я бы все бросила и пошла на курсы. Возможно, даже пробовала бы поступать. И такие случаи нередки. У нас была девочка 37 лет. Скорее всего, я бы сорвалась и пошла реализовывать стремление. Считаю, что если делаешь по жизни то, что не нравится — это ужасно.

Кстати, мой отчим физик-ядерщик. Когда я поступала в театральное, он сказал, что наука теряет гениального физика.
ТЫ ВСТРЕТИЛА ДАВНЕГО ЗНАКОМОГО ИЗ ВГИКА. КОГДА ВЫ УЧИЛИСЬ, МЕЖДУ ВАМИ БЫЛА ВРАЖДА. ЗНАКОМЫЙ С ГОРЯЩИМИ ГЛАЗАМИ РАССКАЗЫВАЕТ О ПРОЕКТЕ, КОТОРЫЙ 100% ВЫСТРЕЛИТ. ОН ПРОСИТ ТВОЕЙ ПОМОЩИ, НО ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТО ПОСЛЕ УДАЧИ НИ ПРОЦЕНТА С ПРИБЫЛИ, НИ БЛАГОДАРНОСТИ НЕ ПОСЛЕДУЕТ.
— Ой, буквально недавно постила в сторис мысль, что индустрия страдает из-за нездорового эгоизма.

Есть эгоизм здоровый, это классно — любить себя, ценить. А есть эгоизм нездоровый, когда ты боишься поделиться чем-то с другими.
Чем больше мы отдаем в культурную среду, тем больше даст она в ответ.

Я бы предложила внедрить проект на нашей площадке. Конечно, впустую сливать энергию не стала бы.

Если человек даже не упомянет, это показатель того, что это за человек и что он собирается транслировать. К тому же умалчивание противоречит моим принципам, что нужно помогать другим. Посоветуешь ты, посоветуют тебя.
У тебя Появилась возможность стать популярной и богатой, но транслировать не себя.
Отказалась бы от свободы слова?
— Это дилемма. В нашем манифесте первым пунктом значится то, что творим мы не ради денег. Иногда, конечно, мы натыкаемся на такую проблему, когда приходит заказ, а там дичь. У нас обязательства, это бизнес. У нас есть инвесторы, которым нужны деньги. И самим нам деньги нужны. Вот и думаешь, наступать ли на горло.

Глядя на исторические примеры, я понимаю, что можно юлить. Я за скромное насаждение ценностей. Но на практике я уже выбрала свободу творчества. Я уехала из Москвы, где зарабатывала. Я выбрала путь, где могу свободно высказываться.

Если среда заставляет выбрать такие сложные пути, то садись на два стула. У меня предыдущий проект назывался «Два стула». Я усижу.

Фото: Alferova

К тебе пришел друг. Попрощаться. Он принял решение уехать в Северную Корею. Отговаривала бы?

— Я стараюсь не раздавать советы, но, когда друг хотел уехать в Грузию, я сильно переживала. Не понимала зачем и почему. Я бы попыталась высказать свою точку зрения — когда общаешься, дружишь с человеком, то надеешься, что он дорожит твоим восприятием. Возможно, другой взгляд поможет увидеть новый вектор.


Но если это решение обоснованное, а не из позиции «сбежать», то я приму. А может, там ему будет лучше? Вот мы думаем, что мы такие белые, красивые, а там все плохо. А на деле, кто знает?

ЕСЛИ БЫ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНИТЬ ЧТО-ТО ОДНО В РОСТОВЕ, ЧТО БЫ ЭТО БЫЛО?
— Я уже меняю. Пытаюсь изменить мнение, что в Ростове можно только раков жрать и уху, да на парады казаков смотреть.
Здесь очень творческие люди, выходцев отсюда полно. Раневская, Чехов, тот же Серебренников.

Вот изменила бы среду, чтобы творческие люди не хотели отсюда свалить. Чтобы была возможность развиваться.
Средства — это очень важно. Как ты будешь высказываться, если нет площадки? Многие же и в СССР писали агитационные вещи, а параллельно занимались самиздатом, где публиковали истинное мнение. Кажется, сейчас мы скатываемся в такую же штуку.

где живет вдохновение

— Я нахожу вдохновение в одиночестве. В письме от руки.

Моя настольная книга — «Униженные и оскорбленные» Достоевского. Еще Бальзак «Человеческая комедия», которая тоже коррелирует с Достоевским. Есть постмодернистские вещи — Паланик, Пелевин. Я понимаю, что они оказали влияние. Еще Маркиз де Сад. Очень волнует эротизм, стык сексуальности и извращения. Специфическая энергетика.

Из фильмов — Годар, французская новая волна. От кино 90-х тащусь. Муратова, Алексей Герман старший, Балабанов. Чернушка такая, выходит.

Фото: Aline Berezovskaya

ТЕАТР – это читерство

— Я когда выбирала ВУЗ, не знала, кем хочу больше быть: патологоанатомом, певицей, следователем или журналистом. Но зачем выбирать, если можно быть всем.

В театре ты можешь посмотреть сверху. Ты начинаешь по-другому воспринимать жизнь. Еще театр учит не осуждать. Если ты берешься за материал про маргиналов, то к концу погружаешься и понимаешь внутренний мотив. А может и ты бы не смог поступить иначе?

«если бы» как ростовская погода. вчера была жара, сегодня — ветер, завтра — дождь восхитительный, послезавтра — мерзкий и моросящий.

В августе в особняке Шпильрейн состоялась премьера отрывка из будущего спектакля про Карла Юнга и Сабину Шпильрейн.


В конце сентябре в доме-музее состоится премьера «Попрыгунья» по Чехову. Следить за новинками и жизнью пространства «Если бы» можно в социальных сетях.


Подписывайтесь, окультуривайтесь и помните, что #таланты_живут_по_соседству

Не забывайте подписываться на ССЧ в соцсетях.

Нам приятно, а вам полезно ❤︎

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ