Предвзятость и субъективщина

Прозреть на «Слепых»

Со спектаклями D30 под руководством Андрея Бахарева есть одна проблема: после просмотра не знаешь, какой из них все же сильнее. Пока в пространстве ставят «Морфий» Булгакова и «Слепые» Метерлинка. И один, и второй мы уже затронули в большой беседе с режиссёром, но «Слепые» стоят того, чтобы написать о них отдельно.

О чем спектакль


«Слепые» — один из тех спектаклей, которые стоит рецензировать аккуратно, кажется, что любое слово о нем может стать спойлером, но на деле даже самый подробный пересказ не раскроет всей тайны спектакля. Ибо он в голове, у каждого свой.

Самое первое и, пожалуй, единственное, что объективно можно сказать о сюжете — это его основа — пьеса «Слепые» Мориса Метерлинка. Если пьесы не ваша стихия, а всю инфу вы поглощаете глазками, то посмотрите на картину Брейгеля «Притча о слепых». Вот она, ниже.

Фото: wikipedia.org



Я зритель, я так [не] вижу


От сюжета, который воспринимается аудиально и тактильно, перейду сразу к сути вопроса. Каждый хороший спектакль что-то оставляет в душе. После «Морфия» в D30 молчишь, после «Гоголь (13 снов)» в «Человек в кубе» дышишь, после Again в «Муха» думаешь, а после «Слепых» хочешь обниматься.

Зависимость от того, кто идет спереди хорошенько так надавит на область мозга, которая отвечает за доверие. Выбора нет — или доверься, или выйди из игры. Влияние на того, кто идет сзади будет полезно тем, кто боится общения, ответственности, собственной громкости и взаимовыручки. Тебя выкинули из лодки, плыви сам и другого не потопи.

«Отравленные газами», 1919, Джон Сингер Сарджент. Фото: wikipedia.org


Команде «Слепых» удалось объединить людей, заставить их чувствовать друг друга кожей. На деле это очень напоминает театральную студию или медитацию.

Вспоминается притча из Мф. 15:14: «Большое зло быть слепым, — но при собственной слепоте быть вождем другого слепца — это, конечно, двойное зло. Слепец же слепца аще водит, оба в яму впадетася. Это — понятно. оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Перекликается с жизнью, ощущаешь? Важно следовать за лидером, которому доверяешь, но что гораздо важнее — быть друг другу человеком.

Нашей группе повезло вдвойне: на иммерсивность и слепоту наложился отпечаток погоды — шел моросящий дождь. Большинство обласканных театралов остались бы дома, но только не зритель той породы, что выбирает D30. Дождь добавил остроты ощущениям — ты не попадаешь в дружелюбную, теплую атмосферу классического театра; ты идешь по Ростову-на-Дону с завязанными глазами, вокруг слышатся крики, плач, несутся машины, а за всем эти разворачивается сюжет.


Кожа становится глазами, каждое прикосновение и дыхание актера считывается даже сквозь пластиковый капюшон, который, кстати, бережно натягивают на твою голову «слепые» актеры, ведь рука у тебя свободна лишь одна.


Кому рекоменДАция:


✔︎ Тем, кто боится доверять людям

✔︎ Тем, кто устал от академичности

✔︎ Тем, кто развивает коммуникативность

✔︎ Тем, кто уже успел полюбить иммерсивный театр

✔︎ Тем, кто хочет вслепую походить по любимому городу



Аттеншн: вероятно, вам захочется написать отзыв, что крайне приветствуется, реклама все дела. Очень вероятно, что отзыв будет сопровождаться фоточкой в соцсетях. Для осуществления этого доброумышленного плана, рекомендую до представления зайти в уличную прихожку D30 и сфотографировать люстры, которые были в срочном порядке выкуплены из московского театра заботливыми владельцами.

Сфотографировать спектакль у вас возможности не будет, даже не пытайтесь, не рушьте магию. Оставьте телефон хотя бы на час — полтора, погрузитесь в себя и в других, в ощущения и в сюжет. Оставьте иллюзорный мир.


Итого


Весь спектакль — это нехилая такая терапия, которая отрезвляет, вытряхивает наружу потаенное похлеще многих психологов (но не тех, кто спикерит в ССЧ) и любого коуча. «Слепые» заставят поверить в коллективный разум. Вся группа становится единым организмом: когда зависимый отстает — ты пытаешься держать его руку, не отпускать действительно так, будто от этого зависит его жизнь. На оттоптанные пятки перестаешь обращать внимание уже на первых минутах — кому есть дело до обуви, когда ставка — общая цель.

И да, не забудьте, что во время всего этого еще и сюжет развивается.

Большое спасибо всей команде за труд и за то, что они — живое доказательство того, что #таланты_живут_по_соседству.



Еще почитать:



💣 Искусство о мире без искусства: 5 антиутопических произведений, которые можно читать и смотреть в Ростове

🕊Внутренняя свобода без дыхания маткой: 6 небанальных книг для обретения гармонии

👨‍🎨Что хотел сказать художник: 5 книг, которые помогут лучше понимать искусство по версии «Культограма»