Ростовская история ужасов, или фольклор v20–22.
Беседуем с Машей Богораз

Текст: ССЧ

Обложка: Katia Mir

Изображения: личная страница VK Маша Богораз (фотографы: Герман Греков, Viki Vey, Маргарита Кнауб)

Кажется, в последние годы человека особо остро волнуют самые простые вещи: здоровье семьи, общность с соратниками и собственная душа. Становится ли искусство в этом контексте высказыванием и попыткой исправить баги мироустройства?
Маша занимается перформансами и скульптурой. Произведения художницы – это эстетика смерти, инфернальные образы и океан эмоций. На выставках в Европе работы раскупают до последней, а в родном Ростове о ее творчестве говорят и думают.

ССЧ побеседовал с автором перформансов Машей Богораз о победе над страхами, запретах, противоречиях и вере в человечество.

#таланты_живут_по_соседству

Автор видео: Диана Кбилашвили

Для воспроизведения переходите на версию для ПК

Уместность искусства в тревожное время

– У меня противоречивое ощущение. Сначала казалось, что ничего нельзя делать. Что бы ты ни сделал, все будет неуместно. Выставки проводить, казалось, нельзя. Как? Делать вид, что ничего не происходит? Сейчас, когда прошло время, я понимаю: а что остается? Не все могут замолчать и застыть.

Фольклор 2.0

– Фольклор важен для понимания себя, для восприятия действительности. По большому счету мало что изменилось с первобытности. Человек остался человеком. Физиологически он никак не поменялся. В мифологии и фольклоре отражено все. Иногда поражаешься, насколько это современно.

Контроль VS Полет

– Художник вообще интуитивно работает. Он делает то, что к нему приходит, то, что тот хочет выразить. Не раскладывает все по полочкам, не думает, как и с чего начать. Я не думаю заранее о том, какое воздействие хочу оказать на публику. Но в итоге вижу, что воздействие получается.

Подпишись на нас в соцсетях. Это важно для проекта.

Спасиб ✌

НА ФУНДАМЕНТЕ ЗАПРЕТОВ: ЦЕНЗУРА

– Нет. Ей нет места в искусстве.

Но иногда цензура может открывать интересные ходы. В СССР художники умудрялись завуалировать то, что хотели сказать. Это было интересно. Цензура может сделать художника более изворотливым, но я не думаю, что это нужно.

Все-таки лучше творить в полной свободе.
НА ФУНДАМЕНТЕ ЗАПРЕТОВ: ТОЛЕРАНТНОСТЬ

– Богомолов говорил про инквизицию, но, когда человек не может ничего сказать, не обидев при этом тех или других… Получается та же цензура, но невольная. Я считаю, человек имеет право высказываться на все темы. А люди не должны обижаться. Обида – это странное чувство. И его надо искоренять в себе. Если ты обиделся, то проблема в тебе.

Конечно, с другой стороны, толерантность – это хорошо. Она делает людей более человечными, заставляет прислушиваться к другим. Но, когда людям запрещается высказываться на какие-то темы, чтобы теоретически не обидеть кого-то. Что это за искусство?

В ходе беседы Маша вспомнила о манифесте Богомолова. Краткая справка:
Манифест Богомолова «Похищение Европы 2.0» был опубликован в «Новой Газете»* в феврале 2021 года. В тексте автор высказывает мнение о европейской политике, «Новой этике» и этическом кризисе. Обратной стороной либеральности Богомолов считает «новый этический Рейх». Полный текст для составления личного мнения здесь*.

*выполняет функцию иноагента

– Искусство открывает другую картинку жизни. Заставляет задуматься. Принято считать, что искусство возвышает человека, он отвлекается от насущных вещей. Переходит на другую планку – возвышенную и одухотворенную.

Ну и, конечно, это красиво. Ты получаешь физическое удовольствие. Или раздражение. Эмоции в любом случае.

Я, например, люблю Ларса фон Триера, но его работы вызывают раздражение. Думаю, это сделано специально. Это тактика.

Искусство – это

про чувства.

Автор видео: Ada Abdrushevich

Для воспроизведения переходите на версию для ПК

Искусство VS Человек

– Некоторые люди сами себя в искусстве возвышают, думают они какие-то особенные. А я считаю, ничего особенного в этом нет, это все равно, что заниматься любым другим делом: бизнесом, цветоводством. Художник не должен думать, что он особенный, что выше тех, кто занимается другим делом.
ИЗОЛЯЦИЯ VS ТВОРЧЕСКОЕ КОМЬЮНИТИ

– Работать – в изоляции. Я должна быть одна, идеально, чтобы была тишина, чтобы не стучал сосед. У меня так было несколько раз и мне было очень комфортно. Полное погружение получается.

Но одно дело создавать что-то, а другое – обсуждать, советоваться, разговаривать с такими же людьми, друзьями, художниками. Это очень важно. Нельзя сидеть в пещере.

Хотя можно использовать изоляцию как метод, как практику. Запереться и посмотреть, что будет.
ИЗОЛЯЦИЯ VS ТВОРЧЕСКОЕ КОМЬЮНИТИ

– Раньше, например, у нас было объединение из четырех полноправных художников – «Прачечная». Мы взаимодействовали, но бывали конфликты.

Сейчас я тоже работаю с людьми. Перформансы так или иначе групповые, но придумываю идею я сама. А дальше предлагаю людям повзаимодействовать с едой. Абсурдное что-то. Кто не может придумать, тому я подсказываю.

Например, играли вишнями в шахматы. Конечно, я рискую, давая людям волю. Но они справляются, их энергия вливается в мою и получается что-то интересное, большое.

На кого смотреть, чтобы вдохновиться?

– Из последнего, про кого могу сказать «молодец», Тимофей Радя из Екатеринбурга. Он занимается стрит-арт, но не простыми рисунками, а надписями.

НА ЧТО СМОТРЕТЬ У МАШИ БОГОРАЗ

– Мне понравилась реакция на последний перформанс «Е*аная ночь. Ни одной звезды». Люди говорили, что пришли в медитативное оцепенение. Мне так и хотелось, чтобы зритель не читал, а зашел в ощущение. Мне удалось это, и я довольна.

Автор видео: Ada Abdrushevich

Для воспроизведения переходите на версию для ПК

Подписаться и следить за художницей

можно на этой странице VK и здесь.


Маша Богораз
Художница
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ