работают все радиостанции sovietwave:
ностальгируем с ростовским музыкантом и коллекционером винила максимом бондаревым

Текст: редакция ССЧ

Фотографии: лицензия Creative Commons, нейросеть Midjourney, VK «Будни», «Маяк» и «Перламутровый Стробоскоп»

Бабушкина ароматная котлетка, абрикосовый компот и «Тайна третьей планеты» на голубом экране. За окном лето, в школу через две недели и все хорошо. Уже всплакнули? Чтобы выкрутить ностальгию на максимум, включайте плейлист Sovietwave от музыкального редактора ССЧ и читайте интервью с Максимом Бондаревым – автором групп «Будни» и «Перламутровый стробоскоп». Приятного полета!

Традиционная справка: Sovietwave, или советская волна, если по-русски — это жанр электронной музыки, вдохновленный эстетикой советского и постсоветского пространства. Расцветать жанр стал в 10-е годы, когда, казалось бы, о советском прошлом пора забыть. Однако новое поколение слушателей испытывало и испытывает фантомную боль по утраченной эстетике и так и не свершившейся победе коммунизма.


Звучание Sovietwave — это лоу-фай электроника, насыщенная шумами, артефактами и синтами.

личное мнение о sovietwave

— Это явление слишком массовое в своих узких кругах. 80% того, что есть, меня не привлекает. Советская волна — это максимально аутентичная и странная электронная музыка, сыгранная на странных аппаратах.

На мой взгляд — это пережиток советской электронной музыки. Начиная от саундтреков к «Тайне третьей планеты», продолжая электронной музыкой Латвии, Польши и других демократических стран. В моем магазине винила «Друг» целая категория демократических групп. И Sovietwave — это последствие всей этой музыки. Это душевно, это классно, это то, что люди пытаются делать сейчас — звучать так, как звучали раньше.
SOVIETWAVE НЕ ПО КАЙФУ

— Я не люблю, когда тэц-пэц, накидали винтажные синты, подключили и готово. В миксе звучит очень четко, строго. Но слышно, что все это паттерны. Это не кайф.

SOVIETWAVE ПО КАЙФУ


— Кайф — это такие группы, как харьковский проект «Маяк». Я понимаю, что они тоже делают музыку на компе. Но все сделано достоверно, душевно, растекаешься в звуке.

социалистическое прошлое и душа старых вещей

— Конечно, я ностальгирую. Я 81 года рождения и застал советское время. Я скучаю по пионерлагерям, по всем этим вывескам, табличкам, подходу и убогому обслуживанию, которое сейчас можно застать в «Золотом колосе» разве что. Фирменное, они его выдерживают. Больше нигде не встретишь такое, может быть по окраинам поездить специально поискать. Там тоже можно хапнуть.

Любое поколение через 20−30 лет начинает вспоминать что-то из юности. Но плюс, я считаю, что у старых музыкальных аппаратов своя душа, своя атмосфера. Это уже метафизика, хотя многие со мной согласятся. Старые вещи делались как-то иначе. Не как сейчас: быстро, универсально, унифицировано. Оттуда и душа у старого.

как работает вдохновение

— Некоторые обложки для «Будни» я вырезал из старых журналов. Одну нашу ростовскую «Собаку» я порезал. Не знаю, можно ли так, но там была обложка классная.

Вдохновляют старые фото, паблики с пленочными фотками, старые фильмы, артхаус не грузовой. Европейское кино очень вдохновляет. Из нашего с женой недавно осилили «Асса». Было непросто. От фильмов «Гостья из будущего», «Ералаш» или «Кортик» аж в душе что-то екает.

А еще очень люблю советские открытки. Мне кажется, я их скоро коллекционировать начну. От фоток роз в хрустальной вазе до мультяшных на 8 марта. Старый Ростов — отдельная тема вообще. Смотреть, как по Садовой машина старая едет или заведение старое как работает.

Подпишись на нас в соцсетях. Это важно для проекта.

Спасиб ✌

перламутровый стробоскоп

— «Перламутровый Стробоскоп» нельзя назвать Sovietwave. Это проект больше для публикации моих сторонних электронных экспериментов. Они все от одного человека, поэтому похожи, звучат в одном ключе. Но целенаправленно это не Sovietwave.

Именно в этом проекте я все делаю сам: записываю дома, используя аналоговые приспособления, кассетную портостудию Tascam. Это магия высшей категории. Все записывается на ленту, богато насыщается шумами, ленточными артефактами. На цифру тоже пишу, я себя не ограничиваю. Экспериментирую.

Иногда использую и детские, и взрослые синтезаторы, всякие шуршалки, тарахтелки. Потом вписываю все звуки в бульон. Мне нравится такой процесс. Иногда кайф сесть по-простому, открыть комп, натыкать что-то, побаловаться. Допускаю, что получится пластмассовый звук, но можно и так подходить — как к творчеству в развлекательном ключе. У меня не стоит задача совершить что-то шедевральное.
«Стробоскоп» не выступает. Предложение выступить было, но я отказался. С кассетой я выйти не могу, тем более материал затер. Жалею об этом, но я так делаю: беру кассету, свожу материал, сруливаю все, вывожу на компьютер дорожку, обрабатываю готовый трек, а кассету затираю. У знаменитых групп по типу «Кино», когда они через 40 лет переиздают пластинки, ценится найти первоисточник. Оригинальный тейп нужен, чтобы перевести звук на винил. А у меня его и нет теперь.

Один раз случай был. Сидел в кафе с другом и, видимо, бармен поставил свой плейлист. Там был «Стробоскоп». Приятно удивлен был.

будни


— Это постпанк с элементами нью-вейв, вдохновленный советскими постпанк группами: «Кино», Nautilus Pompilius и даже «Гражданская Оборона». Это русский рок на современный взгляд. Все, что не подходит для «Будни», идет в «Стробоскоп».

С «Будни» мы не часто выступаем, но регулярность стараемся соблюдать. На закрытых вечеринках выступаем. Там мы играем вдвоем с товарищем Владимиром. Он на басу, я на гитаре и пою. И подкладочная часть с компа.

Последний раз играли на часовом, но хочу довести до полутора часов. 40 минут — это откровенно мало. Люди только расколбасились, вошли в кайф, просили еще, мы повторили. Но хочется, чтобы на полтора часа хватило программы без повторов. Выступать планируем в Ростове, Краснодаре. Может и дальше поехать получится. Когда-то в Москву ездили.

В ССЧ появился интерактив, в котором можно подобрать ростовскую группу по атмосферной картинке.

Жмакай на ссылку и заходи разнообразить плейлист.

Music Rostov Edition
Хочется включить что-то родное или сгонять на концерт в ближайший клуб. Но, как найти достойную музыку?

С интерактивом от ССЧ — легко! Ткни на понравившуюся картинку и мы подберем группу с подходящей атмосферой.

что есть творчество

— Мне кажется, творчество — это один из видов неровностей человека. Не скажу, что расстройств, но близко. Есть люди ровные, четкие, понятные. А есть такое что-то неоднозначное. Я думаю, что это неровность в поле человека. Немудрено, что творчество может идти параллельно с другими странностями.

Взять хотя бы Шерлока Холмса, который курил всякие вещества, запирался в комнате, уходил в транс и внутренне решал задачу. Вот, где странность и неправильность рождают гениальность. Это тоже творчество. Настоящее творчество — это внутренние импульсы. Как и странности, это ведь тоже импульсы.

мечты и цели

— Небольшая цель — это разместить музыку на стримингах. Очень часто спрашивают, где послушать. А я говорю: нигде. Только ВК и Bandcamp.

Материал дотянуть до определенного объема — тоже цель. Поставить регулярные выступления. И сделать кассетный тираж.

Особенно в кайф винильчик сделать. Но сам я не могу, а с кем-то пока не организовался. А вот кассеты и самому вполне реально сделать.
Мечта — это больше концертов прямо хороших. Кое-какие и так сделать можно, а вот таких, чтобы прям вдохновиться, их мало.

Сделать лейбл тоже мысль. Вернее доделать. Он есть, на Discogs висит, но довести до ума. тесно связать с магазином. Издавать кассеты, меня же самого — хорошего для начала, а потом друзей поальбомно, потреково. Без роялти, просто кайф сделать лейбл: оформлять, продвигать, делиться с другими магазами и независимыми сторами.

Практика показывает, что брать мой материал не хотят. Лейблам надо что-то понятное, а там все разное. Хотя на самом деле, если бы раскидал на 250 лейблов, 100% кто-нибудь бы взял. А я подошел к промоушену легко. На 3 лейбла отослал — отказали — решил сделать сам.

Я последнее время считаю, что надо делать все самому или с теми, кто понимает, разделяет. Лучше, чем стучаться во всякие двери.

лучше делать самому,

чем стучаться в двери

о решимости

— Мы воспитаны поколением родителей, которые жили по формуле «Я никто и ничто. Сидеть тихо и не высовываться. За меня все решат». Это отложило отпечаток на то, что мы делаем. Колоссальная неуверенность.

Решительные есть, но я отношусь к тем, кто будет много думать, как лучше поступить. Сейчас все-таки думаю, что только я решаю в рамках своей Вселенной что делать, что хорошо, а что плохо.

легко ли быть интровертом

— Есть люди «снаружи». Они для всех и везде. Они тусуются, общаются, везде бывает. Но где личное? Вторая половинка? Этого нет. Это ярко выраженные экстраверты. А есть те, кого не увидишь нигде.

Музыка, концерты, магазин — все эти дела связаны с публичными выступлениями. Например, в прошлом году было выступление в «Горизонте». Там был показ фильма и мне нужно было сказать пару слов. Я себя свободно чувствую на сцене, но каждый раз, когда я знаю, что намечается мероприятие, у меня внутреннее гнетущее ощущение. Какая-то часть меня говорит: «Ой, лучше бы этого не было».

Но я знаю, что на самом деле мне в кайф, чтобы все получалось, мне нужны эти выступления. И концерты я нереально люблю. Особенно свои, они напитывают. И люди слушают, приходят именно на тебя, знают кто ты, что ты.

ростов сейчас и в лучшие годы «подземки»

— В пору популярности «Подземки», лет 10 назад, были концерты-сборники. Мы их в шутку mp3-шками называли. Приходишь вечером, а там 5 групп. Было прикольно. Сейчас меньше концертов таких маленьких групп, но поэтому, если концерты есть, то они неплохие. Мы вот делаем сольные или на 2 группы, которые близки по духу.

Еще лет 7 назад я наблюдал легкий бум по зинам. Все это ценно, что люди сами компилируют. Это творчество нереальное. Сам помню, был журнал «За рулем». Мальчики в 80-е увлекались Брюсом Ли, Рембо. Мы брали амбарные книги, вырезали мотоциклы. Иномарок на улице не увидишь, а в журнале вся красота. Девочки свои приколюхи делали. Сейчас это в андеграунде, где-то около кассетной темы. Но живо все равно. Классно.
Я вообще последнее время с большим энтузиазмом смотрю на ростовские инициативы, когда люди лично инициируют творческие вещи. Творческая жизнь — это прикольно. Много всего есть, но про что-то не знаешь, про что-то забываешь. Допускаю, что есть нишевые вещи, но пусть даже 2−3 человека найдутся, почитают, перейдут и скажут, что прикольно. Такая система: тут лейбл, тут зины, там концерты, выставки, а здесь те, кто освещают все это. Медиа получается и своя экосистема. Классно, что у нас это есть.

К тому же кассетный материал локальных артистов хорошо продается. Часто люди по России путешествуют, заезжают в магазин и берут то, что есть — главное, чтобы местное. Рок, метал, электроника, здесь свистит, здесь шумит — все берут. Я спрашиваю: «А вы знаете, что там?». А им не важно, они собирают локальные сцены. Очень прикольно.

english is over: почему тексты на русском

— Потому что я русский. Я думаю на русском. Был период, когда появилась мода на английский язык. Те же Motorama показали всей России, что это может быть востребовано. Лет 5 лет назад и я пробовал, получалось. Но я понял, что это проектная деятельность, а хочется чувствовать свободу в творчестве, быть более гибким. Для этого понадобилось вернуться к русскому мышлению.
Абсолютный факт, что сведение — ничто, материал — все. Гавно материал, по сути, останется тем же гавном, только хорошо сведенным. Он не имеет шансов жить долго. Но даже хороший материал имеет все шансы не быть загугленным. Даже хорошее могут не услышать.

продвижение

— По этой теме высказался Tyler, The Creator. Он занимается музыкой, еще одежду делает и парфюм. Известный человек, но говорит, что надо продвигать все, что делаешь: музыку, творчество, ремесла. Скептично отношусь ко всем мотиваторам, но то, что он до сих пор ходит со своими образцами парфюма и самостоятельно их продвигает, меня вдохновило. Сами берите и делайте. Нет денег — сами двигайте.


В современном потоке информации столько всего происходит, что есть огромный риск не то, что затеряться. Вовсе быть не увиденным.

Помогал разобраться в тяге к Sovietwave, кассетном бизнесе и сложностях интровертности Максим Бондарев — музыкант, мультиинструменталист, коллекционер винила и просто интересный собеседник.

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ