Пустота, психодел и ужас: в чем суть пост-хоррора

Текст: редакция ССЧ

Изображения: постеры и кадры из фильмов «Ведьма», «Суспирия»,

«Девушка возвращается одна ночью домой», «Реинкарнация»,

«Оно»,«Солнцестояние», «Гори, гори ясно»,

«В тени», «Прочь», «Неоновый демон», «Маяк»

Красавицу в мини-юбке преследует страшное чудовище. Группа молодых студентов потерялась в лесу и сталкивается с силами зла. Компания незнакомых людей вынуждена выяснить, кто из них кровожадный убийца. Знакомые сюжеты, которыми никого не удивить.
Жанр хоррора, как и все искусство, не стоит на месте. В середине 2010-х годов на киноарену вышел новый герой, ставший глотком свежего воздуха для любителей ужасов. Встречайте, пост-хоррор.
Как появился термин?
Удивительно, но официально такого жанра, как пост-хоррор, просто не существует. Даже в википедии не найдете странички. Несмотря на устоявшуюся эстетику, жанровые отличия и четкие стилистические границы, кинокритики редко всерьез используют термин, ограничиваясь привычным термином «хоррор». Иногда – арт-хаус. Или инди проект жанра ужасы. Кому как больше нравится.

Объяснить это можно относительной молодостью стиля и тем, что большинство проектов финансируются самими режиссерами или краундфайндинговыми платформами. По сути, такое происхождение фильма делает его любительским, но не списывайте со счетов жанр. Здесь встречаются и большие имена, и круглые цифры, и увлекательные сюжеты.
«Ведьма», 2015. Режиссер: Роберт Эггерс
Впервые о пост-хоррорах заговорил кинокритик и журналист Стив Роуз в своей статье для The Guardian в 2017 году:
– Что происходит, когда вы уклоняетесь от этих железных условностей и устремляетесь во тьму? Возможно, вы находите что-то еще более страшное. А возможно, что-то совсем не страшное. Так может появиться новый поджанр. Назовем его «пост-хоррором».

Стив Роуз
Журналист, кинокритик
Справка:
В англоязычной среде вы можете встретить другой термин – возвышенный хоррор, или elevated horror. Не удивляйтесь – это всего лишь один из вариантов названия одного и того же жанра.

Хоррор или пост-хоррор: в чем разница?

С 2017 года общество кинокритиков разделилось на 2 лагеря: одни принимают термин, другие же называют его «культурным снобизмом» и «журналистской отравой», хипстерством и бессмыслицей. Что ж, пусть так. Тем не менее, у пост-хоррора за эти годы появились свои отличительные особенности:
◉ Размазанный сюжет. На первый взгляд неподготовленному зрителю может показаться, что на экране не происходит ничего;
◉ Отсутствие, или практическое отсутствие, скримеров;
◉ Наполненность метафорами, отсылками к мифам и легендам. В то же время из вида не упускается социальная, психологическая или политическая составляющая;
◉ Главный антагонист – необъяснимое зло или лавкрафтовский ужас;
◉ Визуальная наполненность, low-key экспозиция. Исключения бывают, и они не случайны;
◉ Жанровый микс. Фильм пост-хоррор может сочетать в себе триллер и социологическую драму, итальянский джалло и музыкальное фэнтези;
◉ Во время просмотра может возникнуть тревога, беспокойство, ощущение пустоты.
Бывает, в пост-хоррорах отсутствует музыкальное сопровождение или диалоги. Но и напротив, на протяжении всего фильма может тянуться одна низкая нота, которая действует на подсознание и вызывает чувство тревоги, о котором упоминалось выше. Словом, пост-хоррор – это больше про ощущения и атмосферу, которая обволакивает ужасом.

Главные герои пост-хоррора

Создатели нового ужаса предложили зрителям наблюдать не за смазливым вампиром, а за девушкой в парандже, которая очень долго возвращается ночью домой. Вместо нарочито горячих ведьм в обтягивающих корсетах в пост-хорроре главная героиня – маленькая девочка, которую подозревают в скверной дружбе с черным козлом, а заодно и в преступлениях более страшных. Вместо привычных захватчиков-пришельцев – тягучая история инопланетного разума в шкуре Скарлетт Йоханссон.

Герои пост-хоррора – немаловажный элемент и отличительный знак новых ужасов. Они отличаются сложным характером или трудной судьбой. Часто герои страдают депрессивным или другим расстройством личности, попадают в ситуации, где им приходится предать себя, друга или партнера.

Внешне они отличаются от привычных героев. Здесь нет девушек в латексе или накаченных мачо. Скорее, героем станет девушка без определенного места жительства, эмигрант или ребенок с отклонениями в развитии.

В пост-хорроре нет и не может быть очевидного протагониста и антагониста. Взгляните только на героев «Ведьмы» – классического представителя жанра. Если избежать (почти) спойлера, то девушка, к которой на протяжении всего фильма у зрителя возникает сочувствие, на деле оказывается не такой и невинной овечкой. И кто теперь антагонист?

Что посмотреть?

Если после всего прочитанного у вас не пропало желание погрузиться в пучину отчаяния и вязкого саспенса, то вот вам несколько фильмов. С них вы смело можете начинать знакомство с жанром. Кстати, обратите внимание на студию А24. Именно они – основной поставщик пост-хоррора на наши экраны.
Оно, 2014
Режиссер: Дэвид Роберт Митчелл

История, отсылающая к беспорядочной половой жизни подростков, их бесстрашию и сексуальной безответственности.

Прямо в кино об этом не говорится, но мы же понимаем, что такое монстр, передающийся половым путем.



Суспирия, 2018
Режиссер: Лука Гуаданьино

Танец всегда был чем-то загадочным и мистическим. В древние времена замысловатые телодвижения под ритмичную музыку использовали жрецы и шаманы. сегодня у нас есть современный балет.

Описать этот фильм можно несколькими словами: танец, ГДР, джалло, дьявольщина.
Солнцестояние, 2019
Режиссер: Ари Астер

Яркая, местами слепящая картинка, вводит в транс и создает ощущение тревоги на самом старте. Зло может прятаться не только в темноте, но и на свету.

После просмотра хочется дать один совет: очутившись у родноверов в селении, следите за здоровьем.


Гори, гори ясно, 2019
Режиссер: Дэвид Яровески

Супергеройское кино тоже может быть пост-хоррором.

Что, если бы Супермен не был героем? Что, если бы пришелец не стал защитником слабых, а пошел по пути, может, и не самому простому, но наиболее естественному чужеземцу?

Не самый очевидный представитель жанра – с него стоит начать тем, кто только переходит на сторону пост-хоррора.

В тени, 2016
Режиссер: Бабак Анвари

Фольклор, тревога и метафоры на иранские реалии 80-х.

Фильм рассказывает об иранской революции – проблеме, с которой столкнулось ранее светское общество. Фантазия ли ребенка или кроме политики у героев появятся другие, менее осязаемые проблемы?


Прочь, 2017
Режиссер: Джордан Пил

Кино про место, где забыли отменить рабство.

Одна из особенностей пост-хоррора – газлайтинг прямо с экрана. Ни главный герой, ни зритель до конца не понимают, что происходит. Почему люди ведут себя именно так?

В этом фильме психологическое насилие выходит на новый уровень.
Неоновый демон, 2016
Режиссер: Николас Виндинг Рефн

Как принято говорить? Следуй за мечтой? А что, если эта мечта на самом деле тебе не нужна?
И мечта ли это или потребность хищного организма?
Или, может, психоделический трип?

Страшно красивый.
Психоделичный.
Кровавый.


Хороший пост-хоррор пугает не на шутку: по-настоящему неизвестное и необъяснимое страшит больше, чем гротескный кузнечик или кровопийца, прячущийся в ночи. Для первого есть дезинсекция, для второго – газовый баллончик и круглосуточное такси прямо до дома.

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ