это какой-то ART BAZAR:
режиссер и арт-директор юрий купавых
о вернисажах, кабаре и флюксусе

Текст: редакция ССЧ

Изображения предоставлены Юрием Купавых

Подходит художник к маме и делится своим творением. Мама хвалит, гладит по головке, показывает шедевр бабушке. Все еще раз восхищаются, а потом идут на кухню — есть борщ. Творец остается наедине со своим художеством и не знает, правда ли он талант или его крутость ограничивается двумя женщинами и одной комнатой?

В этот момент начинается поиск.

Где найти свободное, безопасное пространство, в котором можно получить совет, поддержку и бесценный опыт коммуникации с другими художниками? В Ростове, как известно, словно в Греции — есть все.

ССЧ побазарил с режиссером и арт-директором ART BAZAR Юрием Купавых о том, кого ждут в арт-пространстве, какие симптомы говорят о творческом начале и как работает Флюксус.

ART BAZAR — это креативное пространство, которое создали Александр Бзезян, Юрий Купавых и Меружан Арутюнян. Управляющий и 2 художника на базе мастерских открыли галерею, где художники Ростова имеют возможность бесплатно показывать свое творчество.

Мастера и зрители могут прийти, побазарить, «обазариться» и купить то, что понравилось. Все делается руками художников и даже детали интерьера: кресла, инсталляции, картины, мерч — все можно приобрести.

Адрес: Островского, 47. Вернисаж каждое воскресенье.

эксперименты. Развитие. БудУщее.

— Видя возможности пространства, мы пошли дальше, и я создал независимый драматический профессиональный театр. Сейчас играем постановку «Мечта», в сентябре будет новый спектакль. Дальше мы создали кабаре «Зеленая собака» — то место, где каждый может проявить себя: перформансы, стихи, танцы, песни, театральные непрофессиональные постановки. Любое проявление на сцене кабаре приветствуется.

3 октября нам исполнится год и теперь у нас будет полноценная галерея. Все ростовские выставляются бесплатно. Есть у тебя образование или нет — неважно. Мы смотрим контент, отбираем по трем принципам:

  • Не религия
  • Не политика
  • Не пропаганда запрещенных историй, таких как ЛГБТ

Все это имеет место быть, но за дверями ART BAZAR. Если картина продается, то 20% художник оставляет пространству. Не продается — он представил себя зрителю, понял свои ошибки, вдохновился и идет дальше работать.

Вернисаж проходит на улице. Место творческое, люди демократично, свободно приходят и вешают свои работы, продают, делятся, знакомятся, создают совместные проекты. Во дворе уже бывали поэтические вечера, музыкальные представления, презентации красок и перформансы. Группа «Точка» у нас работает, бывают фестивали вина и сыра.

Подпишись на нас в соцсетях. Это важно для проекта.

Спасиб ✌

Да будет джаз

— Сейчас организуем сцену джаз-клуба, где будет не только джаз. Просто для меня слово «джаз» — это показатель качественного, интеллектуального, экспериментального контента. Это может быть и классика, и этника — главное, чтобы было интересно и качественно. Хочется приучить зрителя приходить, вдохновляться, пить чай. Алкоголь запрещен, максимум — богемно бокал шампанского налить. Все остальное — это клубная история.

Музыкантам намного приятнее исполнять музыку, когда слушают, а не жрут. В большинстве клубов, к сожалению, это так. Пить пивас и зажигать, пожалуйста, такие места есть и должны быть, но это не к нам.

Творец и деньги: connect / disconnect

— Не все в мире измеряется деньгами. Заработать на хлеб и на воду можно всегда. И даже на квас. А вот объединение и создание творческой среды — это уже реализация.

Мой внутренний потенциал получает позитивную энергию. Мне приятно создавать эти вещи, отдавать и подпитываться от людей. Это обмен энергии для дальнейшего развития. Здесь нет коммерческого уклона заработать побольше денег. Так не работает.

Работает — это создать пространство, о котором будут говорить люди. Это дорогого стоит и это гораздо дороже денег. Ведь можно было в принципе открыть мастерскую, но в болоте в какой-то момент перестаешь творить. Потому что понимаешь: работа впустую, никто тебя не видит, пишешь в стол. От реакции зрителя понимаешь, в том направлении движешься или не в том. Когда ты один, у тебя меньше возможности расти и развиваться, а пространство это позволяет.
КАБАРЕ ЗЕЛЕНАЯ СОБАКА
А ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ЛУИ
Кабаре появились еще во Франции, когда Луи загнал всех музыкантов в подвалы, запретив играть на улице. Это была буржуазная революция. В первых кабаре собирались танцовщицы, художники, актеры. Конечно, там они выпивали, играли музыку и ставили спектакли.

Потом кабаре переросло уже в варьете. Это другая история, больше к эротизму и коммерции. Начало стриптиза, можно сказать.

А настоящее кабаре — это сборище творческих людей, что мы и делаем.
Мало кто знает, что Маяковский был еще и режиссером, писал пьесы, рисовал, рекламой занимался. Большинство помнит «Клоп» и «Ноктюрн водосточных труб». Потому что личность не изучают, не смотрят в глубину. А он кабаре создал в Москве, стоял у истоков «Летучей мыши». Столько авангардных историй было. А потом подключился из Германии дадаизм.

То же самое происходит сейчас. То, что мы делаем это в принципе повторение периода после Первой Мировой. Только на этот раз с большими возможностями. У них не было мобильников и интернета, а мы можем не только на холстах рисовать, но и в компе. Другая музыка, компьютерная графика. Инструмент меняется, а принцип остается.

Секрет хорошего перформанса

— Дело в проработке внутреннего стержня. Вас может никто не понять. Вы можете просто стоять на сцене молча, но если вы будете знать, о чем молчите, то зритель будет считывать.

С телом надо уметь работать. Хороший исполнитель отказывается от тела. У нас на площадке хорошо показывает это группа «Точка». Интересно смотреть.

Ярмарка и кабаре «Зеленая Собака»


Ярмарка и кабаре «Зеленая Собака»

Молодые артисты пока больше похожи на акционизм. Надо еще учиться. Для этого и есть такие места, где можно обсудить, получить обратную связь, совет.


Отказ от тела — это отказ от женской и мужской сексуальности, это путь к тому, что тело начнет транслировать не тело, а идею.

предназначение

— Я уже второй год фрилансер. Только этим занимаюсь и мне нравится. Сами убираем, красим, платим аренду. У нас дотаций нет. Но ART BAZAR делает меня довольным тем, что я делаю.

Может, это предназначение, цель — создать такое место. Меня уже не будет, а оно будет процветать. Может, к этому я и шел 20 лет. Я хочу, чтобы оно развивалось, росло и так оно и будет. Через несколько лет BAZAR станет большой интересной точкой в Ростове. Одним из креативных пространств, которое украсит наш город. Вот такие глобальные мысли.

HOMO creatio


— У всех одно качество: все хотят иметь зрителя. Нужен отклик и коллаборация единомышленников. Дома слепил, мама с бабушкой похвалили, друзья полайкали, а на самом деле как оно: достойно или нет? Неизвестно.

Сюда приходят другие люди. Когда видишь, что интересуются твоей работой, покупают открытки, майки, стулья ты понимаешь: «О, я интересен». Здесь можно чувствовать себя свободно.

Все творческие люди немного сумасшедшие. А здесь все такие. И потому ты понимаешь, ты не псих. Есть еще круче психи. На самом деле они рисуют как психи, а пообщаешься — нормальные люди.
ИНСТИТУТСКИЙ VS САМОУЧКА

– Я по образованию актер и режиссер. Никогда не считал себя художником, но всегда нравилось рисовать. Это не мешает мне снимать кино, свои проекты, заниматься театром. Суть одна – творчество.

Не нужно идти в институт, если нет тяги. Сами изучайте. Сохраняйте свое. Институт как станок. После него люди долго болеют, пытаются криво рисовать, а не выходит. Их 5 лет учили рисовать ровно.

ИНСТИТУТСКИЙ VS САМОУЧКА


После института ты будешь как все. А художник должен быть не как все. В толпе мы видим только спину впереди стоящего. Чтобы смотреть шире, нужно быть индивидуальностью и выйти из толпы.


Самообразование — это очень важный момент. Нужно прислушиваться к миру, изучать его. Возможностей масса: интернет, библиотеки, люди. Важно смотреть на примере прошедшего путь.

пространство позволяет расширяться

БАТЕНЬКА, да вы художник: симптомы творчества

Производительность. Ты создаешь творческий продукт регулярно. Потому что не можешь не создавать. Мастер сделает 20 штук стульев и успокоится; а художник будет творить постоянно, высказываться, искать пути. Можно сначала рисовать, потом уйти в танцы, из танцев в кино, из кино в керамику, из керамики обратно в живопись, а потом стать дворником, который фигурно выметает улицы. Тоже высказывание.

Демонстрация. Надо показывать свои работы, смотри выше.

Узнаваемость. Со временем у художника вырабатывается свой стиль и уже через некоторое время незнакомые люди будут говорить: «О, а это мазня того-то».

Рубль. Если произведения начинают даже друзья покупать и готовы рубль заплатить за картину, значит ты художник.

— Только так. Но самое главное — это первые 3 пункта. На это уходит время, иногда годы. Сначала мы кого-то копируем, срисовываем, кем-то насматриваемся, под кого-то косим.
Что хотел сказать художник: 5 книг, которые помогут лучше понимать искусство по версии «Культограма»
От простых до серьезных. Рекомендует ростовская инициатива

НО это уже было

— Сейчас невозможно совершить творческий акт, не повторив того, что уже было. Нужно запомнить одно правило: ничего оригинального не существует. Но нужно знать, что ты повторяешь.

Чтобы не было: нарисовал черный квадрат и потом спрашиваешь, а кто такой Малевич. Искусство существует столько же, сколько и человечество. Неандерталец в пещере быка нарисовал — это уже был художник. Поэтому все творчество — это архетипы, но в своей интерпретации.

Жан Кокто считал, что понравившегося артиста не надо бояться повторить. Как бы артист ни старался, вторым Чарли Чаплиным он не станет. Это все равно будет что-то свое. Момент повторения быстро пройдет, а все хорошее от первоисточника будет развиваться уже в новом свете.

Если нравится Энди Уорхол — повторяй. Нравится Дэвид Линч — пробуй снимать хотя бы короткий метр. Получится — поймешь, как делал он и пойдешь дальше. Если тянет к сюрреализму — отлично. Значит внутренняя направленность души выбирает такой путь. Вам туда и надо, вас туда зовут.
АЛКОГОЛЬ

А он не помогает, он только мешает. Я пришел в полное отрезвление. Только курю.

Алкоголь — это обман.

Хемингуэй говорил:

Пиши пьяным, редактируй трезвым.

Но он же все равно выходил из этого состояния, чтобы создать великое произведение. Многие погорают на этом обмане. Экспериментировать можно, ошибаться нужно. Без провалов нет прогресса.

Искать себя классно, но без наркотиков. Быстро губит. Без алкоголя еще лучше. Голова чище, думается легче.

ДЖЕКСОН ПОЛЛОК


Это не просто «красочка накидалась» и все. У Джексона Поллока была своя идея. Когда ты ее понимаешь, ты по-другому смотришь на его картины. А сторонний зритель скажет я тоже так намалюю.


Глубина появляется от внутренних переживаний. Эмоции пытаются найти выход и выходят через картину. Это сложный путь, непонятный. Поэтому сразу видно, где есть позерство. Особенно у молодых.


К сожалению, молодые воспитаны нынешним временем: делать все на негативе. Нарисовать фак и размазать, как это делали сюрреалисты, не зная, кто это такие и зачем они так делали — не работает.


Если человек дальше развивается, то даже акционизм приобретает глубину. Дело в изучении.

ЧЕЛОВЕК И КОСМОС


Человек вообще может меняться во времени. Я знаю, что человеческое отношение к Космосу меняется за 3 месяца.


Посадите южанина на 3 месяца в Антарктиду, он привыкнет. Будет по началу бороться, но смирится и будет жить. То же с большим городом. Из туфель в лапти переобуй, он через 3 месяца и не вспомнит, что городским был.

А человек тот же.


Мы же визуальные животные. Видим глазами, слышим ушами. Но эти факторы дополняют, а не определяют. Закрой глаза и общайся с человеком на слух — ты поймешь, что он за человек. Сядь с ним рядом и даже не разговаривай — ты почувствуешь.


Есть выражение «на дух не переношу». Потому что по энергетике мы так созданы. Так мы выбираем стаю, прайд и среду обитания.

далеко ли ростову до нью-йорка


— Скажу на примере села. Есть директор колхоза. Если он умный человек, он будет развивать в селе культмассовый сектор. У людей должно быть время помимо работы на развитие себя. Для этого нужна среда: клубы, театры, библиотеки. Людей заинтересовать надо и тогда работа в колхозе пойдет. В моем детстве были бесплатные школы, где можно было играть в теннис, читать книги. Они были на балансе государства. Сейчас надо платить за все.

Тогда что народ делает? Падает возле телека с баночкой пива. И тупеет — тупеет — тупеет.
Город превращается в стадо.

Обратная реакция, если город процветает. У человека развивается творческое мышление, и он начинает творчески выращивать помидоры.
Мне нравится, как развивается прекрасный Таганрог, а еще Краснодар и Калининград. Как руководство способствует креативности городов и творческого мышления. Эти районы начинают процветать. Ростов — творческий город. Но поддержки не хватает.
Поэтому в свое время мы все рванули в Москву. Я бы не убежал, если бы здесь можно было делать кино. Прошло 20 лет. Изменения чуть-чуть есть. Появляются креативные пространства, театры, галереи. Но мало, надо еще! И тогда пойдет приток творческих людей, айтишников. А почему нет? У нас тепло, хорошо.

сама суть творчества

— Мне близок Йозеф Бойс — один из основателей Флюксуса. Каждый человек является творчеством.

Бойс стал автором проекта «7000 дубов». Это было уже после войны, в 1982 году. Он начал сажать дубы. Он высадил тысячи деревьев, к акции присоединились другие люди. Человек творил невзирая на деньги, стоял у истоков Партии Зеленых, которые до сих пор входят в правительственные фракции в Бундестаге. Хочешь проявиться — делай.

Хочешь денег? Это другое. Тут надо работать с Внутренним Я. Быть популярным? Или богатым? Или творчеством заниматься? Хочешь быть Хабенским — учись. Поступай в МХАТ, добивайся, как Костя добивался много лет. Хочешь продаваться — изучай рынок и подходи к этому с точки зрения бизнеса. Хочешь заниматься творчеством — бери и делай. Только денег не проси. Это будет неправильно. Твое ожидание обломается. Будешь ждать, что сейчас твое произведение примут и купят — обломаешься. А если будешь честно транслировать высказывание, на это обратят внимание и купят. Потому что это по чесноку.

Мы живем в метамодерне. Он будет очень долго. Покупается и воспринимается честность. Даже если это полная фигня непонятная, но искренняя. Это и есть метамодерн. Сперва акт творчества, потом монетизация. Наоборот не бывает.
Рисуя с 2005 года, параллельно я играл в театре, но никогда не выставлялся и не считал себя художником. Транслировать себя я начал максимум 3 года назад. Однажды я сжег 300 своих работ. Просто вынес на свалку и уничтожил. Даже не отсканировал. Мне хотелось очиститься. Но спустя время я снова начал рисовать.

неуверенность. самосаботаж. корень зла.

— К состоянию «сжечь все» ты подходишь, когда тебя не видят, нет зрителя и оценки. Нужно воспринимать разную критику: и добрую, и лицемерную, и грубую. Ее всю нужно слушать и воспринимать. Каждый имеет право на все. И на мнение тоже. А внутренняя уверенность она помогает справляться с этим.

Марка Ротко покупают за 280 миллионов, а так квадрат с полосой. Что это? У меня-то круче, у меня даже череп есть на картине. А почему философия такая родилась? Почему культурологи это изучают? Он же умеет на самом деле рисовать, но от образов отошел. Как и Пикассо, который говорил:
Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок.
Вот уверенность и внутренняя энергетическая направленность. Чтобы быть с собой в гармонии, им нужно было пройти разные периоды.
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ