Демоны Юга с Уральским характером:
вызываем с актером и режиссером Андреем Бахаревым

Текст: редакция ССЧ

Фото: Лилия Чебунина

Остановиться, чтобы не допустить разрушения. Отказать в удовольствии, чтобы не убить. Сдержаться, чтобы не утянуть в пучину. Обо всем этом говорит спектакль D30 «Морфий», с режиссером которого мы поговорили еще в начале сентября.

Легко ли верить в судьбу, как разговаривать с собой и почему «Письмо к женщине» может читать только мужчина, объясняет артист Ростовского Молодежного театра, режиссер D30 и педагог ВГИК Андрей Бахарев.

Подпишись на нас в соцсетях. Это важно для проекта.

Спасиб ✌

оно в крови

— Я занимался в музыкальной школе [по-моему] с пятого класса. Я пришел на вокальное отделение музыкального театра. По сути, это было театральное отделение. Там было замечательно. Моя педагог влюбила меня в театр, хотя изначально я не думал, что стану актером.

К десятому классу я понял, что буду заниматься этим всю жизнь. И тогда оно само пошло-пошло-пошло. Думаю, что театр — это приобретенное. Я же изначально не хотел. Но у меня всегда была предрасположенность к творчеству. В детстве конструктор собирать любил, создавать что-то.

Творец — зритель — творец

— Жизнь — сложная штука. Мы меняемся, трансформируемся. В театре я стараюсь исследовать прямое соприкосновение со зрителем.

Даже в классическом театре многое зависит от зрителя. Иногда один и тот же спектакль может быть по-разному сыгран, потому что зритель другой. Некоторые думают прийти в театр и взять [энергию], но работает все от взаимозависимости, от энергетического обмена.

Зритель на спектакле — это не потребитель. Он также работает, приходит для того, чтобы произошла какая-то трансформация. Для меня это похоже на сеанс психотерапии или поход в спортзал. На тренировку ты приходишь не посмотреть. На занятиях приходится прикладывать определенные усилия. Сидеть на стуле не прокатит.

режиссерский портфельчик

— У режиссера есть такая штука — режиссерский портфельчик. Это некоторое количество спектаклей, которое хочется поставить. Спектакли там ждут: когда появятся деньги, пространство или просто удачное время. Нет такого, что я сижу и специально ищу материалы. Просто само приходит. Читаешь, смотришь, наблюдаешь, придумываешь, развиваешь. Спектакль лежит на полочке, ждет. А потом я его достаю и делаю.
МОРФИЙ

— Это спектакль про взаимозависимости. Он не про наркотики. История скорее о том, как иногда нужно сделать — как нам кажется — плохо человеку, но от этого ему станет лучше.

В спектакле ни Анна Кирилловна, ни Поляков не смогли сделать хуже. Анна Кирилловна должна была запретить употреблять, а Поляков сдержаться перед ней. Несмотря на то, что ей было так одиноко, сложно.

В итоге они друг друга погубили.

СЛЕПЫЕ


— Для меня этот проект очень ценен. В театре мне интересно изобрести какой-то язык. Понятно, что придумать новое невозможно, но «Слепые» — это новый опыт. Это не спектакль в классическом понимании. Это аудиоспектакль.


На «Слепых» предоставляется прекрасная возможность отключиться. Я очень скучаю по времени без телефонов. Тогда не было возможности написать за 5 минут, что не придешь на встречу. Я помню, что надо было звонить по домашнему, назначать время и встречаться.

Спектакль как альтернатива психотерапии

— На «Слепых» зритель час-полтора говорит с собой. Я к психологам только в детстве ходил, у меня были оценки по математике плохие. Мама повела к психологу и оценки улучшились.

Сейчас надо уже сходить, конечно, столько тараканов. Но я и сам практикую разговор с собой. Это не медитация, я просто остаюсь в тишине. Иногда всплывают вопросы и темы, которые в обычной жизни просто отсекаешь. А остановиться — это многое дает и сильно обогащает. Разобраться в себе — это полдела.

Спектакль может дать поводы для мысли, которые роятся внутри, но в обычной жизни мы не обращаем внимание на них. Или блокируем. Мозг очень умная штука, прошлый опыт закрывается, мы сами этого не замечаем.

Почему люди ходят к психологу? Некоторые вещи можно увидеть только со стороны. На спектакле человек сам себе психолог. Ну, мне так кажется.

Спектакль «Морфий», D30

ТЕАТР пустоты. Режим тишины.

— Морис Метерлинк — один из основоположников театра пустоты. Если читать пьесу, такое ощущение, что не происходит ничего. Это очень важно. Нет никакой прямой мысли. В том же «Морфии» есть нити, а в «Слепых» их нет. У зрителя есть возможность погрузиться в себя: закрыть глаза и прислушаться. Поэтому спектакль называется медитацией. Телефон на «Слепых» отложен далеко и надолго.

Мама мне как-то прислала лекцию главы Сбербанка, там он рассказывал про эксперимент. Три группы посадили в комнаты и дали тест. У одних телефон был на столе, у вторых — в сумке, а у третьих — в другой комнате. Лучше всех с тестом справилась третья группа. Это говорит о том, что невольно мы отвлекаемся на телефон. Даже когда стоит беззвучный режим, мы постоянно сканируем сообщения: написал кто-то или нет.

Когда я дома читаю книгу, я отвечаю на все сообщения и выключаю интернет. Если кому-то сильно надо — позвонят. Года три назад хотел купить кнопочный телефон, но понял, что вся моя работа в этой коробочке. Там съемки, репетиции, расписание, общий диалог. Не могу себе позволить этого.

прививка от сорванных спектаклей

— Вот тут вопрос, человек хочет понимать театр? Если насиловать, то не стоит.

А если хочет, то к просмотру нужно готовиться. Например, я иду на «Морфий». Я читаю описание, которого достаточно, чтобы понять в общих чертах, что ждет. Смотрю фотографии. В идеале читаю источник. В случае «Морфия» он малюсенький. Про автора читаю. Если режиссер с большим опытом, то про режиссера тоже. У каждого есть свой почерк. Это не просто человек, который бьет в молоко, он преследует свою цель. Он пытается что-то донести своим искусством.

Если все это сделать, то не будет обмана ожиданий. Конечно, если ждешь людей в кринолине, а тут голые бегают, будет полный диссонанс.

Наверное, если никогда не был в театре, то начинать лучше с классики. Хотя все индивидуально. Кому-то с первого раза может зайти что-то современное.

Современный театр. только для молодых?

— На тот же «Морфий» приходят и очень взрослые люди. Я ни разу не слышал, чтобы сказали: «Ой, че-то я ничего не понял». Нет, люди стараются понять. Я сижу на звуке на спектакле, иногда наблюдаю.

Бывает разное. Был случай: пришла на спектакль молодежь моего возраста. Видно, что ребята хорошо зарабатывают. Такие, бывает, любят, чтобы их шуты развлекали. Я отдал тебе деньги, значит выдай мне 100% возможного. Никакой работы с таким зрителем не происходит. Коннекта нет. Опять же, тренажерный зал хороший пример. Мышцы сами расти не будут.

Ребята пришли вчетвером. Мы потом выяснили, что девушки сделали парням подарок. Они, бедные, не знали куда пришли. Двое минут через 40 ушли, хотя на «Морфии» это сложно. Во-первых, пространство небольшое, все друг друга видят. Во-вторых, создается ощущение, что зал закрыт. Они очень долго шептались, советовались. Один вытянул ноги, сидел долго, потом понял, что не кайф. Вышел. Второй парень позже включился, но уже девушке не нравилось. В итоге они сорвали спектакль. Других зрителей, конечно, выключило. Актеры готовы к таким сценариям, но и им тяжело биться о бетонную стену.

Жалко было 28 человек, которые хотели что-то получить, а в итоге за счет неподготовленных людей спектакль закончился со скрежетом.

болезнь творческих: ранжирование


— Я вырос в Екатеринбурге, в более-менее благополучном спальном районе. Не ранжировать людей легко на словах, но «не суди по одежке» — это тяжело. Мне кажется, в нас это заложено. На генетическом уровне мы все сканируем человека, как только он входит пространство. Но я стараюсь разбираться в человеке. Презентабельный может быть той еще мразью, а жуткий алкаш гениальным человеком.

Мы с друзьями собирались поехать в кино на «Джокера» на Северный, купили билет, но оказалось ошиблись и купили в ТЦ где-то на Западном. Ну, ладно, поехали. Я вырос в районе, где было много гопников. Когда приехал в Ростов, жил на 40-летие, потом переехал в центр, в Нахичевань, то есть я таких людей не видел. Честно говоря, я думал такие вымерли.


Так вот мы приехали в кинотеатр, а там вокруг заниженные четырки, из них валит музыка, а оттуда вываливаются, простите, какие-то вурдалаки. Вот тут вопрос внешней оценки. Хотя я понимаю, что если бы я вступил с ними в диалог, то они бы меня переубедили, но первое ощущение отталкивающие. Я мог бы общаться с ними, сам так рос, нашли бы общий язык.


И жаль, что так происходит. Чем хуже у человека жизнь, тем лучший он артист. Такой много пережил, много опыта. А опыт решает.

Привет, самозванец

— Я не считаю себя режиссером. Актером — да. Но я не режиссер. Чтобы считать себя режиссером мне не хватает образования. А времени и средств на это сейчас нет.

Я преподаю во ВГИК, не избегаю этого, но не понимаю, какое имею право людям, которые дай Бог на 5 — 6 лет младше меня, объяснять, как жить и что делать?

Вот недавно друзьям на кухне жаловался, что не понимаю, что происходит. А они начали мне перечислять все то, что я сделал за эти годы. На тот момент я подумал: «Ничего себе!»

Утром проснулся и понял, что нет — все самозванство.
Если актер сомневается в том, что он хороший актер — это хорошо. Такому всегда есть куда расти. Как только актер знает, как надо играть — это все, это в могилу.
Почему в театре женЩин больше?
— Когда поступаешь в театральный институт, женщин просто в разы больше. На одного мужчину приходится 4 — 5 женщин. Мне кажется, женщины более предрасположены к духовному развитию. Мужчина за то, чтобы убить мамонта и принести мясо, сделать что-то руками здесь и сейчас. А женщина делает очаг красивым.

Если говорить про современное общество, то женщина готова потратить 1000 рублей на спектакль, при этом не всегда получить какой-то бесценный опыт. А мужчина лучше на массаж деньги потратит. Мужчина — практичность, женщина — духовность.

Самое приятное — это после спектакля получить комплимент от мужчины. Тогда точно понимаешь, что никакой подоплеки нет. Иногда бывает, что пишут девушки. Я понимаю, что отчасти я просто мог понравиться. А когда мужчина пишет, я понимаю, что понравилось именно то, что я сделал — мое творчество. И это ценно. Редко, но ценно.

Чем вдохновляться?

— Много чем. Специально — ничем. Я, например, могу и фильмом, и книгой, и музыкой. Могу идти по улице и услышать, как разговаривают два человека, уловить что-то из ситуации. Могу спектаклем, деревом, студентами. Искусство оно везде.

РОСТОВСКАЯ ПЛИТКА СО СЦЕНАМИ ВОЙНЫ — ЭТО ОК?
— Отрицать и говорить, что война где-то там, а вокруг ее нет — нельзя. Бороться с этим, как-то двигать жизнь в другую сторону — за мир, за любовь — конечно, да!
Но отрицать, что это было или стирать историю — это глупо, инфантильно.

Когда ты стираешь прошлый опыт, в будущем появляется опасность снова натолкнуться на то же.
У нас мастер в институте говорил, что можно все, кроме пошлости и скуки. Я придерживаюсь того же мнения. Зритель может прийти изначально негативно настроенным. Переубедить такого зрителя сложно и не нужно. Я не вижу смысла чему-то учить других, мы сами мало всего знаем.

минутка [не]толерантности

почему есенина может читать только мужчина?

— Молодая голова подвержена всему, что происходит вокруг. Сегодня ЛГБТ в моде. Поменять пол, гендер — это ОК, если ты осознал это головой.

Я в РАНХиГС преподаю у ребят в студии актерского мастерства. Это простые ребята, они не актеры, но мы с ними ставим спектакли. Ко мне пришла девочка, которая хотела читать «Письмо к женщине» Есенина. Я запретил. Это не гендерный стереотип. Просто Есенин писал это в те года. Он был абсолютным гетеро. Мне кажется, что читать его может только мужчина. Вернее, может и женщина, но если поставить лучшего актера и лучшую актрису, то актер будет лучше.

Это дань моде. Раньше были панки, рэперы. В большинстве случаев это новая субкультура.

Рнд Vs екб

— Есть разница менталитета. Есть разница городов. Я вообще не знал, куда еду. Меня пригласили работать в Молодежный театр. До этого я не так много путешествовал. Когда-то давно был в Чехии, Германии, Сочи, Москве и Питере. В Египте, Турции не был. На нашем юге тоже. Я не представлял, как выглядят другие города России.

Я рассчитывал, что город будет похож на Екатеринбург. На деле я очутился на 10 лет в прошлом. Поразило, что на скамейках бабушки. Сначала я испугался. Потом съездил в театр, начал обустраиваться, захотел купить вентилятор, открыл 2Гис, а там нет ТЦ рядом. Ближайший — Мега. Для меня это был шок. У нас в Екб шутят, что ТЦ на каждом шагу, а здесь не так.

Сейчас я понимаю, что, если бы покупал квартиру, купил бы на 40-летии в Ростове. Атмосфера, запах. Когда переехал жить в центр, постепенно влюбился в город. Мне очень нравится исторический центр, нравится наблюдать, изучать. И люди. Они совершенно другие. Я и сам трансформируюсь под местный менталитет, замечаю. Ґэкать не начал, только в шутку. Но потом тяжело выйти.
ЗРИТЕЛЬ ЕКБ Version

— В Екатеринбурге зритель очень сдержанный. Ты можешь играть в абсолютную тишину, пустоту. А в конце зритель встает, орет. Там более закрытые, но честные.

Не скажу, что где-то лучше или хуже. Просто люди разные.

ЗРИТЕЛЬ РНД Version


— В Ростове зрители смеются, хлопают. Здесь они более открытые, но более хитрые.

Допустим, на улице, попросишь человека помочь — радушно поможет. А в Екатеринбурге надо сперва разрушить стену. Но после стены помогут еще лучше, чем здесь. То есть крайности.

Если кто-то говорит, что точно знает,

как сыграть Гамлета,

шли его подальше!

Судьба. бог. ответственность.

— Я верю в судьбу. Я считаю, что есть вещи, которых мы не знаем. Думаем, что знаем. Я не верю в бога как в религию, но думаю, что есть какие-то потусторонние силы. Это не духи, не привидения. Это какая-то энергия, которую мы, к сожалению, не можем понять. Я вообще фаталист. Думаю, если суждено быть повешенным, то суждено.

От этого менее страшно, но я отлично понимаю, что нельзя далеко уходить в этом. Потому что это инфантилизм. Ты начинаешь перекладывать ответственность. Не получилось, значит не суждено. В судьбу я верю, но в то же время можно повернуть в другую сторону, можно сопротивляться.

Приобрести билеты на спектакли D30 можно в социальных сетях.

Не забывайте подписываться на ССЧ в соцсетях.

Нам приятно, а вам полезно ❤︎

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ