Заходят в бар Король, Шут и психодрама-практик,
или что такое зашквар в мире метаиронии

Текст: редакция ССЧ

Изображения: Freepik, Кинопоиск

Даже самые простые и, казалось бы, примитивные явления, имеют свой источник и толкование. К некоторым из них мы так привыкли, что пользуемся терминами, не вкладывая в них той глубины, которой те обладают.

Возьмем, например, понятие «зашквар». Обычно он становится частью лексики молодежи или маргиналов. Но, будем честны, скорее всего, используете его и вы.

Что такое «зашквар» с точки зрения психолога, почему стоит вдохновиться Томми Вайсо и при чем здесь эволюция, выясняем вместе с психодрама-практиком Ромой Крюковым.

Что говорит интернет

Зашквар (сленг) — позорное действие или табуированный поступок, ставящий совершившего его человека вне закона. Синоним: стыд, позор. В тюремной субкультуре, откуда оно и перекочевало в русский, у слова есть и другое значение, которое вы загуглите самостоятельно.

Человек, выросший в русскоязычном пространстве, ощущает скрытые значения интуитивно, понимает окрас слова и самого действия.

Подпишись на нас в соцсетях. Это важно для проекта.

Спасиб ✌

Что говорит психолог

— Мне кажется, это не про стыд. Это внутреннее чувство. Оно говорит: то, что ты сделал противоречит социальным нормам. Стыд и вина — это штуки, которые помогают нам жить в обществе. Зашквар ближе к понятию табу.

Первобытные племена жили по определенным правилам, например, брату с сестрой нельзя было спать. В то время это объяснялось при помощи магического мышления. Еще Фройд писал об этом в книге «Тотем и табу». Там проблема «зашквара» описывается научным антропологическим языком.

Выходит, что зашквар — это что-то неприемлемое, что надо отвергать и чего стоит сторониться. Иначе ты законтачишься и все — сам стал зашкварным.

наблюдая за представлением, дворянин ассоциирует себя с шутом и проживает катарсис

В чем опасность законтачиться

— Сейчас для человека это не так важно. Раньше человек мыслил общинно. Он являлся частью общества, стаи, проходил этапы инициации, участвовал в жизни племени — это было крайне важно. Исключение из племени равнялось смерти. Эволюция человека по меркам жизни Земли — это пара секунд. Мы не успели полностью избавиться от старого мышления.

После исключения из племени человек уходил в лес. Один. Он мог выжить и даже дать потомство, но в картине мира тех людей без общества он становился ничем.

Социальный суицид сегодня

— Сегодня у нас есть явление социального суицида, когда человек уходит от всех и, по сути, умирает.


Мы до сих пор боимся исключения из общества. Мы боимся перестать быть собой. Личность рождается только в стае. А в одиночестве человек становится даже не никем, потому что звание «никто» дает стая. Это круто быть никем. А так человек просто растворяется, отсутствует.

Извините, что творю, я тут рядом постою: синдром самозванца. Поддерживают психолог и творцы Ростова
О страхе быть непонятым, осмеянным, разоблаченным.

А мне не страшно: почему одни боятся, а другие делают

— Это про воспитание, детство, родителей и большого другого. Все мы родом из детства. Если у человека были суперавторитарные родители, которые указывали что, кому и как делать, то тут появляется 2 варианта:
► Человек будет всю жизнь трястись как чеховский «Человек в футляре». Будет постоянно переживать, как бы чего не вышло, как бы кто не подумал лишнего.

► Человек уйдет в контрсценарий: «А мне пофиг, что обо мне будут думать. Я специально буду делать так, чтобы меня ненавидели, чтобы насолить родителям. Назло маме уши отморожу».

делать, преодолевая страх

Почему человеку так важно что-то делать, творить, даже несмотря на то, что над ним смеются. Вспоминаем Томми Вайсо, его «Комнату» и фильм-откровение «Горе-творец»

— Труд сделал из обезьяны человека. Это действительно так, Маркс был прав. Вся наша жизнь — творческий акт. Не обязательно при этом быть творческим. Каждое направление психологии по-своему это трактует, но все сходятся в том, что в человеке есть стремление что-то оставить после себя.

личное мнение психолога (да, в ссч и такое можно)

— Я люблю таких персонажей, как Вайсо. Фон Триер по сравнению с Томми просто ребенок, который играет в песочнице.

Люблю Dirty Monk. Это такой Томми Вайсо от мира рэпа.

Егор Летов тоже максимально на своей волне, взять хотя бы его ужасные записи.


рома крюков

психолог, психодрама-практик

Как понять, что не зашквар ты сам

– Тестировать реальность. Оценить свой продукт невозможно, нужна оценка извне.

УСЛОВНЫЙ ВАЙСО НЕ ПОНИМАЕТ,
ЧТО ОН ВАЙСО

— Если условный Вайсо не понимает, что он делает, то это уже клинический случай. Это другая песня и скорее всего она про психоз.

УСЛОВНЫЙ ВАЙСО ПОНИМАЕТ,

ЧТО ОН ВАЙСО


— В таком случае в нем сидит безумная трикстерская натура, которая превращает все в максимальный фарс: высмеивает и обесценивает киноиндустрию / русский рэп / живопись. Мы живем во время метаиронии, но появилась она задолго до нас.

уве болл по-средневековому
— Отголоски можно проследить еще во времена скоморохов и шутов. Это та же самая метаирония. Люди делали осознанно дурацкие вещи, которые в себе не несли абсолютно никакого культурного веса. Но через эти перформансы они двигали развитие человечества.

Шут и скоморох могли говорить о том, о чем не могли говорить актеры в серьезном театре. Фон Триер в «Меланхолии» про депрессию говорит возвышенно, переживания соответствуют приближающейся планете и так далее.

А «Зеленый Слоник» или «Комната» вскрывает какую-то теневую часть. Нет людей, которые имеют только ту сторону, которая воспринимает исключительно Триера. Я таких не знаю. У нас у всех есть дурацкие субличности, которые с удовольствием посмотрят Инстасамку.

guilty pleasure / постыдное удовольствие

— Смотреть такие шоу, как «Беременна в 16» полезно. В каждом из нас есть Тень. Мы ее вытесняем, потому что это социально неприемлемо.

Но от сопротивления она никуда не исчезает: она цветет и пахнет.
Чем больше мы игнорируем Тень и строим из себя осознанных, добрых и хороших, тем сильнее Тень прорывается в самых неподходящих местах.

Поэтому Guilty Pleasure — это отличный способ выпустить погулять свою Тень в контролируемых условиях.

трикстер а.к.а. good boy

— Трикстер лишен социальных норм и приличий. Дворянин не может вести себя как шут, но наблюдая за представлением, он ассоциирует себя со скоморохом и проживает катарсис. Он выпускает скрытую часть себя.
Слушая шутки на запретные темы, у человека инициируется мышление. Например, Томми Вайсо заставляет задуматься хотя бы о том, сколько людей снимают плохие фильмы. И их продают, и их смотрят. Можно подумать, не переживает ли киноиндустрия кризис.

Углубляясь в тему, появляется вопрос: а что мешает мне? Вот я мечтаю открыть бар. Мне что-то мешает, а Томми нет. Он взял и сделал. И это круто. Он может даже вдохновить.
ССЧ — это про необычных людей, их смелые инициативы и творчество. Даже психолог у нас необычный: Рома Крюков — психодрама-практик и музыкант, с которым легко найти общий язык и поговорить даже на самые странные с точки зрения психологии темы.

Уверены, вы слышали о психоанализе и гештальт-терапии, возможно, даже догадываетесь об экзистенциальной психологии или логотерапии. Но о психодраме уж точно знают немногие.

психодрама: что за зверь и с чем его едят

— Это метод действия, он отличается от классического психоанализа, где диалог строится между двумя людьми. Психодрама воспроизводит событие, внутренний душевный мир на сцене, где уже ты сам меняешь, дополняешь реальность. Это похоже на психологический театр.

психодрама арт-терапия

— Искусство-терапия — очень широкий термин. Кривые переводчики неправильно перевели арт-терапию на русский язык. У нас это и пение, и рисование, и танцы. На самом деле арт-терапия — это только рисование, остальное — это искусство-терапия. Сюда входят и музыкальная, и танцевальная терапия, и драма-терапия. Все это про творчество, про искусство.
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ